Технология ремонта основана на восстановлении водонепроницаемости и монолитности ремонтируемых рулонных кровель путем регенерации битумосодержащих материалов водоизоляционного ковра при его термомеханической обработке, при которой последовательно выполняют разогрев (до температуры в 1,5–2 раза, превышающей температуру размягчения содержащегося в ковре битума), разравнивание и уплотнение водоизоляционного ковра.
Сущность технологии ремонта заключается в том, что битум при разогреве кровли размягчается и, растекаясь по поверхности выравнивающей стяжки или между кровельного картона или иного армирующего материала, заполняет пустоты, трещины и поры. Часть размягченного битума впитывается в кровельный картон, стеклоткань или стеклохолст. Под действием приложенной нагрузки (давления) происходит склейка и сварка кровельных материалов. Таким образом, в результате термомеханической обработки водонепроницаемость и монолитность кровель, имевших до ремонта даже значительные повреждения (сквозные трещины, свищи, расслоения и т.п.), полностью восстанавливаются.
При этом, если тепловая обработка ремонтируемой кровли была непродолжительной (в течение 5–10 мин) и при температуре не выше 240оС, улучшаются основные физико-механические свойства битумных кровельных материалов. Например, водонепроницаемость рубероида повышается на 5–15%, а прочность сцепления крупнозернистой посыпки с покровным слоем – на 10–20%, водопоглощение рубероида уменьшается на 5–10%.
Ремонт рулонной кровли осуществляется с выполнением принципиально новых вспомогательных операций (кстати, одинаково пригодных как для устройства новой, так и для ремонта старой кровли) по эффективной защите кровли от вздутий, расслоений и трещин, а прикарнизных участков кровли, кроме того, – от обледенения. Таким образом, выполняемый по предлагаемой технологии ремонт рулонной кровли обеспечивает одновременно с восстановлением ее водонепроницаемости существенное повышение эксплуатационной надежности.
Специально для данной технологии в Лаборатории эксплуатации и ремонта зданий и сооружений разработан комплект Переносного Оборудования для Термомеханической Обработки Кровель (сокращенно «ПОТОК»), обеспечивающий щадящие режимы разогрева и уплотнения материалов водоизоляционного ковра, отличающихся малыми термической стойкостью и механической прочностью. Комплект «ПОТОК» состоит из двух гибких поверхностных электронагревателей (ГПЭН), прикаточного устройства и понижающего трансформатора (рис.1).
Рис. 3. Прикаточное устройство:
1 – рама; 2 – ручка; 3 – ролик цилиндрический (передний);
4 – ролик опорный (задний); 5 – ручка стопора; 6 – стопор (необходим при уклоне кровли более 10% и отсутствии у нее ограждений)
Понижающий трансформатор обеспечивает электропитание одного или двух ГПЭН. Масса трансформатора не более 30 кг.
Основные технические характеристики комплекта «ПОТОК»:
– расход электроэнергии на 1 м2 кровли – не более 1,0 кВт-ч;
– потребляемая мощность – не более 8 кВт;
– общая масса оборудования – 105 кг;
– обслуживающий персонал – 2 чел.
– производительность – 50–100 м2 отремонтированных кровель в смену (зависит от погодных условий, влияющих на продолжительность разогрева водоизоляционного ковра, как показано на рис. 4).
При соответствующем обосновании работы по ремонту кровли можно производить даже при отрицательных значениях температуры наружного воздуха (но не ниже минус 150С). Особенности ремонта кровли зимой изложены в Технологическом регламенте ремонта рулонных кровель с применением термомеханической обработки водоизоляционного ковра.
![]() а |
![]() б |
![]() в |
Рис. 5. Термомеханическая обработка ремонтируемой рулонной кровли:
а, б и в – соответственно разогрев, разравнивание и уплотнение водоизоляционного ковра
В чем же особенность вспомогательных операций, повышающих эффективность технологии ремонта и надежность кровель?
Защита кровли от вздутий обеспечивается устройством сквозных отверстий диаметром 6–12 мм в стяжке (уложенной по теплоизоляции) через 0,5–0,8 м. Такие отверстия исключают образование замкнутых полостей между стяжкой и водоизоляционным ковром, которые, как экспериментально установлено, являются основной причиной возникновения и роста вздутий. При ремонте старой кровли отверстия в стяжке предлагается пробивать или высверливать через соосные отверстия в кровле, которые затем должны быть загерметизированы.
Защита кровель от расслоения при их ремонте заключается в применении в смежных слоях рулонных кровельных материалов с одинаковыми деформационными свойствами и в устранении вогнутых участков кровель.
Повышение трещиностойкости отремонтированных кровель достигается удалением лишнего битума с их поверхности (при толщине покровного слоя более 1 мм) с обработкой старого битума остающегося покровного слоя омолаживающим составом, богатым смолами, или дополнительным армированием чрезмерно утолщенного покровного слоя рулонными кровельными материалами. В последнем случае гибкие поверхностные электронагреватели следует укладывать поверх расстеленных полотнищ рулонного кровельного или армирующего материала, которые надежно приклеиваются к размягченному утолщенному покровному слою на поверхности ремонтируемых кровель.
Защита от обледенения прикарнизных участков кровель заключается в установке при ремонте рулонной кровли около водосточной воронки в теплоизоляционном слое покрытия теплопроводного включения из стального сварного двутавра, нижняя полка которого в несколько раз шире верхней. В результате этого за счет лучшей теплопроводности стали происходит локальный разогрев отремонтированных участков кровель над теплопроводными включениями до температуры на 5–7оС выше температуры наружного воздуха.
Устранение расслоений и отслоений рулонной кровли может быть значительно затруднено при наличии в их полостях скопления влаги, которая препятствует смачиванию склеиваемых поверхностей битумным вяжущим. Особенно проблематична возможность устранения в рулонных кровлях расслоений картонной основы, тем более, если она находится в водонасыщенном состоянии.
Предлагаемый метод устранения такого рода расслоений при ремонте старой кровли заключается в предварительном смачивании склеиваемых поверхностей водно-битумной эмульсией и выпаривании в течение нескольких минут влаги из полости этих расслоений в процессе термомеханической обработки кровли. Для этого не нужно вскрывать кровлю с помощью разрезов, а следует просто в местах расслоения проделать над ними в кровле отверстия, через которые с помощью специально сконструированной воронки (рис. 6) влить в имеющиеся полости необходимое количество битумной эмульсии и равномерно распределить ее в полости с помощью прикаточного устройства.
Указанная водно-битумная эмульсия не менее эффективно может быть применена в составе битумно-картонной матрицы при выравнивании поверхности просевшей кровли для восстановления полного отвода с ее поверхности дождевой и талой воды. Так, измельченные при переработке кровельных отходов фрагменты водоизоляционного ковра сначала смачивают водно-битумной эмульсией, перемешивают и расстилают на вогнутых участках кровли слоем толщиной не более 20 мм, а затем разогревают с помощью ГПЭН до размягчения битума и выпаривания воды. Образующийся после остывания выравнивающий слой по деформационным свойствам мало отличается от ремонтируемой кровли. К тому же содержащийся в эмульсии малоокисленный битум омолаживает старый битум матрицы, обогащая его состав маслами и смолами.
При выполнении капитального ремонта (в отличие от текущего) после термомеханической обработки кровли поверх ее необходима приклейка одного слоя рулонного кровельного материала. Его приклейку можно осуществлять с помощью ГПЭН, если их уложить поверх заранее расстеленных полотнищ рулонного материала с обеспечением необходимой нахлестки. Приклейка материалов дополнительного (ремонтного) слоя осуществляется за счет образующейся под ним прослойки разогретого битумного вяжущего на поверхности ремонтируемой кровли. При этом для устройства ремонтного слоя кровли можно использовать ненаплавляемые кровельные материалы (рубероид и пергамин), отличающиеся относительно низкой стоимостью.
Определены условия применения и доказана возможность выравнивания поверхности деформированной кровли на засыпных утеплителях (например, из керамзитового гравия) механическим осаживанием на 5-30 мм выпуклых ее участков с помощью площадочных вибраторов или трамбовок без повреждения водоизоляционного ковра и стяжки. Научно обоснован метод интенсификации сушки переувлажненной теплоизоляции из таких материалов под рулонной кровлей (без ее снятия) с помощью напорного калорифера.
Подробное описание представленной технологии ремонта рулонных кровель содержится в книге «Современные методы ремонта и реконструкции кровель зданий» (авторы Жолобов А.Л. и Жолобова Е.А., 2018 г.).
Высокая эффективность этой технологии ремонта рулонных кровель подтверждается ее широким внедрением более чем в ста городах России и ближнего зарубежья, значительными объемом выполненных работ по ремонту рулонных кровель (более 3 млн. м2) и длительным сроком их безотказной эксплуатации после ремонта (до 10 лет и более).
На сегодняшний день стоимость ремонта рулонной кровли, выполненного по представленной технологии, является самой низкой среди технологий, позволяющих ликвидировать любые трудноустранимые повреждения водоизоляционного ковра. Технология является пожаробезопасной в отличие от технологий, основанных на использовании открытого пламени горелок, применение которых при ремонте кровель из горючих материалов запрещено Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Правительством РФ от 25 апреля 2012 г. N 390).
Экологическая ценность технологии заключается в ее безотходности, благодаря чему исключается опасность загрязнения окружающей среды канцерогенными битумосодержащими отходами, получаемыми в огромных количествах при ремонте рулонных кровли по традиционными методами.
Видеопрезентация предлагаемой технологии представлена на сайте: rniiakh.ru.