Телефон: +7 984 888-52-72
e-mail: krovlya@sk-avrora.org

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕМОНТА МНОГОСЛОЙНЫХ КРОВЕЛЬ



+ Видеопрезентация

Повышение эффективности ремонта многослойных кровель

      А.Л. ЖОЛОБОВ, канд. техн. наук, доцент кафедры технологии строительного производства Ростовского государственного строительного университета.

      Часть 1. Выявление скрытых дефектов и повреждений
      (см. «Кровельные и изоляционные материалы» №№ 1, 2, 3, 4, 5)

      Приведены результаты научных исследований повышения эффективности методов ремонта многослойных кровель, проводимых в течение 15 лет в Ростовском государственном строительном университете и Ростовском НИИ коммунального хозяйства.
      Наиболее распространенные в нашей стране многослойные кровли из рулонных и мастичных материалов (далее многослойные кровли) не отличаются высокой долговечностью – усредненный срок их службы в соответствии с ВСН 58-88(р) составляет всего 10 лет. В процессе эксплуатации они подвергаются различным агрессивным воздействиям, постепенно утрачивают свои первоначальные свойства и уже через несколько лет нуждаются в ремонте. По этой причине ежегодно в России приходится ремонтировать более 200 млн. м2 таких кровель.
      Применяемые в практике ремонтно-строительного производства разнообразные методы ремонта многослойных кровель недостаточно эффективны, так как устраняют, как правило, только сами повреждения, а не причины их появления. К тому же многие из этих методов весьма дорогостоящи и трудоемки и практически ни один из них не является одновременно экономичным, надежным, ресурсосберегающим и безопасным.
      Выбор наиболее рационального метода ремонта многослойной кровли является достаточно сложной и ответственной задачей, поскольку большая часть дефектов и повреждений водоизоляционного ковра скрыта во внутренних его слоях, а отсутствие объективной и полной информации о техническом состоянии кровли часто вынуждает эксплуатационников и ремонтников выбирать не самые лучшие технологические решения, а также намеренно завышать объемы и, как следствие, стоимость ремонтных работ (для снижения риска появления после ремонта кровли новых протечек).
      В последние годы обострилась проблема защиты окружающей среды от загрязнения битумосодержащими отходами, получаемыми в огромных количествах при разборке старых кровель, а также обеспечения пожаробезопасности производства ремонтных работ из-за недопустимости применения при ремонте кровель из горючих материалов наиболее распространенных огневых методов наклейки наплавляемых кровельных материалов.
      С целью решения перечисленных проблем и повышения эффективности методов ремонта многослойных кровель в Ростовском государственном строительном университете и Ростовском НИИ коммунального хозяйства в течение 15 лет выполнялись научные исследования, наиболее интересные результаты которых будут публикованы в данном журнале в нескольких статьях под общим названием «Повышение эффективности ремонта многослойных кровель» по следующим проблемам:

  • выявление скрытых дефектов и повреждений;
  • выбор оптимального метода ремонта (с учетом технического состояния кровель и условий их эксплуатации);
  • устранение повреждений усовершенствованными методами;
  • предотвращение повреждений при ремонте кровли.

      Публикуемые материалы содержат практические рекомендации по эффективному ремонту многослойных кровель и адресованы специалистам ремонтно-строительных предприятий, управляющих компаний, а также всем собственникам жилых и нежилых зданий.

      Выявление скрытых дефектов и повреждений

      Внешний вид многослойных кровель часто бывает обманчив. Под прекрасно выполненным верхним слоем кровли могут скрываться многочисленные дефекты и повреждения внутренних слоев. И, наоборот, под поврежденным верхним слоем – нередко оказывается достаточно надежный монолитный водоизоляционный ковер.
      Здесь уместно отметить, что к дефектам часто ошибочно относят повреждения кровель, а к повреждениям – дефекты. Четкие определения этих понятий даны в ВСН 58-88(р) (Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий объектов коммунального и социально-культурного назначения):

  • дефект элемента здания – неисправность (изъян) элемента здания, вызванная нарушением правил, норм и технических условий при его изготовлении, монтаже или ремонте
  • повреждение элемента здания – неисправность элемента здания или его составных частей, вызванная внешним воздействием (событием).

      Причинами возникновения в многослойной кровле дефектов, как правило, являются нарушение технологии, применение некачественных материалов и несоответствие проекту геометрических параметров кровли (толщины, уклона, величины нахлестки и др.). Повреждения кровли являются следствием агрессивных воздействий на нее. Дефекты могут ускорить процесс разрушения кровли.
      В свою очередь дефекты и повреждения могут привести к протечке кровли, то есть к отказу конструкции, в тот момент, когда она перестает выполнять возложенную на нее функцию – защищать здание от проникновения атмосферных осадков.
      К наиболее распространенным из трудно выявляемых дефектов и повреждений многослойной кровли можно отнести расслоение водоизоляционного ковра, недостаточное количество в нем слоев, нарушение герметичности ковра (наличие очень мелких трещин и свищей). Эти дефекты и повреждения сами по себе могут не приводить к протечкам кровли, но со временем, как показывает практика, обязательно проявят себя в виде вздутий и разрывов водоизоляционного ковра.
      До недавнего времени обнаруживать указанные дефекты и повреждения было невозможно без предварительного вскрытия ковра. Поэтому большая часть многослойных кровель эксплуатировалась, изначально, имея скрытые дефекты и повреждения, из-за чего довольно быстро изнашивалась и разрушалась. Знать же фактическое состояние многослойной кровли на любой стадии ее эксплуатации очень важно для того, чтобы вовремя принять меры не только по устранению самих дефектов и повреждений, но и причин их появления.
      В сложившихся условиях, пожалуй, единственно доступным способом выявления внутренних дефектов и повреждений является испытание кровли на пролив или осмотры после дождя и во время таяния снега. Однако, в случае возникновения протечки кровли велика вероятность повреждения отделочных покрытий и имущества, находящегося в нижерасположенных помещениях.
      Для повышения качества ремонта многослойной кровли с конструктивно заложенным низким уровнем контролеспособности необходимо диагностическое обеспечение, позволяющее еще на ранней стадии процесса производства ремонтно-строительных работ обнаруживать внутренние дефекты и, оценивая их, определять (распознавать) техническое состояние и эксплуатационные свойства ремонтируемой кровли даже в условиях ограниченной информации.
      Техническое состояние всякой конструкции (в том числе кровли) непрерывно или дискретно описывается совокупностью определяющих ее, соответственно, параметров и признаков. К диагностически ценным признакам многослойной кровли, позволяющим контролировать состояние ремонтируемой кровли (а по нему сам технологический процесс), принято относить водонепроницаемость водоизоляционного ковра, отсутствие в нем вздутий, расслоений, трещин, наличие у кровли полного водоотвода, а к диагностически ценным параметрам – толщину водоизоляционного ковра, адгезию и сплошность приклейки кровельных материалов.
      Проведенный анализ неразрушающих методов получения скрытой диагностической информации о ремонтируемой кровле, применяемых в нашей стране и за рубежом, позволил выявить общие недостатки методов, заключающиеся в невозможности получения с их помощью вышеуказанных диагностических параметров. Поэтому специально для определения диагностически ценных параметров многослойной кровли нами разработаны три новых метода, позволяющие без нарушения ее водонепроницаемости определять толщину водоизоляционного ковра, а также прочность и сплошность приклейки в нем рулонных кровельных материалов.
      Для возможности определения толщины кровли сконструирован и запатентован дефектоскоп (рис.1), состоящий из корпуса (1) с ручкой (2), на нижней поверхности которого прикреплен емкостной датчик (3) с рамкой (4), а также источника питания, генератора высокой частоты и стрелочного прибора (5), размещенных внутри корпуса. Масса дефектоскопа составляет 1,1 кг. Его питание осуществляется от батарейки или аккумулятора напряжением 9 В.
      Такой дефектоскоп хорошо «чувствует» под трех-четырехслойным ковром кровельное основание из цементной стяжки или бетона и позволяет достаточно точно определить расстояние от указанного основания до поверхности кровли.

 
       Рис.1. Дефектоскоп для многослойных кровель

      Применение данного дефектоскопа эффективно не только при определении толщины вновь устраиваемых многослойных кровель, например, в случаях, когда необходимо убедиться в наличии всех предусмотренных проектом слоев (основного и дополнительного) водоизоляционного ковра, но и при проверке состояния кровли, подлежащей ремонту, так как дефектоскоп позволяет обнаруживать даже небольшие скопления воды (до 5 г на 1 дм2) на глубине до 50 мм, а по ним быстро находить скрытые повреждения кровли.
      Порядок работы с дефектоскопом следующий. На поверхности обследуемой кровли выполняют разметку контрольных точек, располагаемых с шагом 0,5–3,0 м. В каждой контрольной точке поочередно устанавливают дефектоскоп и снимают показания стрелочного прибора, которые записывают в виде матрицы в журнал результатов обследования кровли.
      Далее с помощью специально разработанной и зарегистрированной в Роспатенте компьютерной программы «Многослойные кровли» по результатам обследования кровли строится дефектограмма водоизоляционного ковра, на которой места скоплений влаги в толще ковра и в основании под ним автоматически выделяются оттенками синего цвета (рис.2). Впрочем, пользователь данной компьютерной программы может по своему усмотрению изменять цвет и тип заливки дефектограммы, отображение контрольных точек и изолиний. Затем программа определяет суммарную площадь всех участков кровли с дефектами и повреждениями, объем работ и трудоемкость необходимого ремонта, а также потребность в кровельных материалах. По желанию пользователя программа может автоматически оформить наряд-задание на ремонт кровли рабочим текущего ремонта.

 

       Рис. 2. Главное окно компьютерной программы «Многослойные кровли»

      Компьютерная программа «Многослойные кровли» представляет собой электронную картотеку, предназначенную для составления и хранения неограниченного количества электронных паспортов технического состояния многослойных кровель с дефектограммами водоизоляционного ковра, копиями любых отсканированных графических и текстовых документов (например, фотографий, чертежей узлов и актов обследования кровли, заявок от собственников помещений, квартиросъемщиков и арендаторов на ее ремонт).
      Использование дефектограммы возможно в проектной документации на ремонт здания путем наложения ее на план обследованной кровли с помощью любого графического редактора (рис. 3).

 

       Рис. 3. Пример оформления плана кровли с дефектограммой водоизоляционного ковра

      Проверку прочности приклейки рулонных кровельных материалов в водоизоляционном ковре предлагается осуществлять с помощью дорожного пористомера (рис. 4), способного создавать разрежение над испытываемым участком кровли. Пористомер состоит из камеры разрежения (1), вакуумного ручного насоса (2) и манометра (3). Если поверхность кровли (4) по месту испытания вздулась (5), значит, произошло отслоение рулонного материала, свидетельствующее о недостаточной прочности его приклейки. Если же вздутие не образовалось, то качество приклейки можно признать удовлетворительным (в случае, если на поверхности кровли нет видимых повреждений).

 

       Рис. 4. Дорожный пористомер

      Для определения сплошности приклейки рулонных материалов предложен метод, основанный на измерении разности температур поверхности кровли на смежных ее участках. Дело в том, что в местах несплошной приклейки рулонного материала поверхность кровли в солнечную погоду на 4–6оС нагревается больше, чем в местах более качественной их приклейки. В холодную погоду поверхность указанных дефектных участков кровли наоборот имеет более низкую температуру (но только в утепленных покрытиях).
      Предлагаемый метод определения сплошности приклейки рулонных кровельных материалов рекомендуется применять в солнечную погоду при температуре наружного воздуха не ниже +20 оС и скорости ветра не более 3 м/с. Для осуществления метода необходим радиационный пирометр, имеющий угол визирования не менее 20о. Последовательность выполнения измерений показана на рис. 5: сначала включенный пирометр следует приблизить к поверхности кровли на расстояние 0,2–0,3 м и определить предельные значения ее температуры. При этом самое низкое значение температуры (а1) будет свидетельствовать о наличии достаточно хорошего теплоотвода от поверхности кровли в нижние слои покрытия в местах сплошной приклейки (позиция 1), а самое высокое (а2) – наоборот, плохому теплоотводу из-за наличия в местах некачественной приклейки материалов контактного термического сопротивления или даже воздушной прослойки (позиция 2). Если переместить пирометр от поверхности кровли на расстояние 1,0-1,2 м (позиция 3), он покажет среднее значение температуры поверхности кровли (аср).
      Таким образом, сплошность приклейки рулонных кровельных материалов в процентах от площади проверяемого участка кровли (ограниченного углом визирования) можно определить из выражения:
 
      В целом применение предлагаемых методов и средств диагностики многослойных кровель будет способствовать повышению их надежности и сокращению затрат на ремонт.

 

       Рис. 5. Последовательность измерения температуры поверхности кровли

      Далее

      Опубликовано в журнале "Кровельные и изоляционные материалы" № 2 за 2008, С. 36-38.